Каждый из нас, родителей, хочет, чтобы их ребёнок вырос и стал счастливым и, конечно, обеспеченным человеком. Но что же нам нужно сделать, чтобы наши мечты сбылись? Какие ориентиры дать ребёнку – предложить повторить ту модель, которой следовали мы сами или найти для них какую-то новую? А может быть, просто предложить ребёнку самому разобраться?
Я думаю, любой родитель задумывается над этими вопросами. Конечно, легче в этой ситуации тем, кто сам достиг самореализации и достатка – у детей есть положительный пример для подражания рядом, перед глазами (это очень важно). Но и здесь есть ловушка – те модели достижения успеха, которые действовали у родителей, когда они росли, уже могут быть абсолютно неэффективными в наше время стремительного технического прогресса и тем более в нашей стране (родители теперешних детей росли при коммунизме, этим всё сказано!). На самом деле, система в стране изменилась, технический прогресс идёт, казалось бы, должна кардинально измениться и система образования. Ведь именно она готовит наших детей ко взрослой жизни, даёт им необходимые знания, умения и навыки, чтобы выжить и преуспеть в современном обществе. Но так ли это? К сожалению, нет. Конечно, сейчас появляются новые образовательные программы, которые учат детей мыслить, анализировать, и это очень хорошо. Но достаточно ли этого? Гарантирует ли тот факт, что ребёнок будет отлично учиться в школе и в вузе, то, что он будет счастлив и богат во взрослой жизни? Нет, определённо нет. Чего же не хватает школьному и вузовскому образованию? — они не обучают психологической грамотности – как жить в гармонии с собой и с миром, строить взаимоотношения в семье — и финансовой грамотности – как рационально обращаться с деньгами и не попадать в пожизненную зависимость от денег, а, наоборот, заставлять деньги работать на человека. А ведь, как мне кажется, эти компоненты образования не менее, а, может быть, даже более пригождаются человеку в жизни. Если я не знаю какой-то сложной математической формулы или длинного определения наизусть, моя жизнь от этого хуже не станет – загляну в справочник или словарь. А вот если у меня проблемы с самооценкой и постоянная нехватка денег (несмотря на отличное образование), это уже проблема посерьёзнее, она способна испортить всю жизнь. Какая основная цель сейчас преследуется в школе? Часто мы видим, что это накачать ребёнка как можно большим количеством знаний по разным предметам. А на самом деле цель должна ставиться – поддержать и развить в ребёнке желание и стремление учиться, искать и находить, развивать в себе творческие способности, ведь учиться и развиваться человеку нужно всю жизнь, иначе он просто начинает отставать от жизни! Повышение финансовой грамотности тоже было бы не менее полезным уроком, чем труды. Вместо этого, в школе очень часто у ребёнка быстро отбивается желание учиться, развиваться, а также рушится его самооценка – в случае ошибки вместо ободрительных слов «У тебя обязательно получится, я верю в тебя, ты можешь!» ребёнку ставят двойки, ругают за ошибки и, что самое страшное, вешают ярлык «двоечника», «неудачника» и т.д. А, может быть, ребёнку было просто неинтересно воспринимать материал так, как он излагался учителем (или материал вообще был дан младшему школьнику на самостоятельное изучение, случается и такое)? А всем известно, что не делает ошибок только тот, кто ничего не делает. Боязнь сделать ошибку отбивает у ребёнка желание пробовать, действовать. Я сама работала в школе и в английском клубе, и дети встречались самые разные. Одним предмет давался легче, другим труднее, одни были ответственными, другие безалаберными. Но моим золотым правилом было не вешать ярлыков на детей, всегда давать им шанс показать себя с лучшей стороны, поверить в себя, а также показать, для чего им может понадобиться мой предмет в жизни. У меня старшая дочка скоро пойдёт в школу. Сейчас она очень любознательная, обожает заниматься в садике по тетрадкам, с удовольствием занимается английским, мастерит поделки. Она учится, чтобы узнать что-то интересное, новое, для себя, не для учителя. Хочется, чтобы так продолжалось и в школе. Своих детей я не буду ругать за оценки.
Формула, о которой пишет Р. Кийосаки «Получай хорошие оценки, чтобы потом найти высокооплачиваемую работу», сейчас не работает как в Америке, так и у нас. Во-первых, часто именно отличники потом работают на троечников и получают меньше. А, во-вторых, я помню себя, когда у меня была работа, о которой мечтали многие. Я любила свою работу, но понимала, что она сжирает (извините) всю мою жизнь, я отдавала свою жизнь работодателю, который платил мне всего 10 процентов от того, что платили клиенты. Конечно, я благодарна этой работе за неоценимый опыт, который я получила, но жить так всю жизнь – я бы не пожелала этого своим детям. Хочется, чтобы у детей было более благополучное финансовое будущее. Мне всегда жалко смотреть на родителей-пенсионеров, которые боятся потерять работу, так как знают, что не проживут на одну пенсию. Это страшно, правда. Грустно также, когда люди от финансовой безграмотности набирают кредитов (нужных и не очень) и оказываются в долгах на всю жизнь и вынуждены платить не себе, а банкам. Сейчас, будучи уже взрослой, я читаю много специальной литературы, чтобы восполнить пробелы в психологическом и финансовом образовании. О книгах по психологии я уже писала – это А. Некрасов, А. и Ю. Свияш, Р. Шарма. По финансовой грамотности — это, конечно, Р. Кийосаки. Сейчас я закончила читать его книгу «Богатый ребёнок, умный ребёнок». Я поражена, насколько проблемы американского общества близки нашим в плане образования. Кийосаки пишет, что каждый ребёнок по-своему талантлив, не обязательно в изучении школьных предметов, родителям нужно только рассмотреть его талант и давать ему развиваться. Я также согласна, что ребёнка лучше учить в игре (я всегда говорю, что через игру можно научиться всему, чему угодно, так как участники игры вовлечены эмоционально и не боятся ошибиться, это проверено на практике).
Теперь я очень хочу начать играть в «Денежный поток» (игру, придуманную Р. Кийосаки для повышения финансовой грамотности людей на практике). Оказывается, есть также и детский вариант этой игры. Так что когда детки немного подрастут, попробую подключить и их.
Кстати, в книге «Богатый ребёнок, умный ребёнок» приводятся и другие упражнения и приёмы, чтобы — научить ребёнка правильно относиться к деньгам — сформировать в нём мышление богатого человека — рассматривается также вопрос о карманных деньгах – давать или не давать, под каким «соусом». Очень советую почитать эту книгу Роберта Кийосаки всем родителям, если не читали. Можете скачать бесплатно здесь. А самую знаменитую книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» можете скачать бесплатно здесь. Сейчас у вас также есть уникальная возможность лично встретиться Р. Кийосаки, автором многих книг по финансовой грамотности и игры «Денежный поток», так как он вместе с женой, Ким Кийосаки, бизнес леди, автором книги по финансовой грамотности для женщин «Богатая женщина», приезжает в Россию. Выступления состоятся в Москве и Санкт-Петербурге в июне 2012 года. Подробности об этом событии и о действующих акциях и скидках смотрите здесь. Получается, чтобы ребёнок вырос счастливым, нужно дать ему возможность выбрать свой путь, не навязывая старую, неработающую формулу успеха, нужно обязательно показать ему, что у него есть возможность стать богатым, если он захочет, повышать его (и свою) финансовую грамотность, а также научить его жить в гармонии с собой и окружающим миром. Так что, дорогие родители, не будем переносить ответственность за обучение только на школу. Чем жаловаться на несовершенную систему образования, где отсутствуют жизненно важные компоненты образования, каждый давайте сделаем для своего ребёнка всё, что можем. Это наши дети, и мы за них в ответе. Понравилась статья? Нажимайте на социальные кнопки под статьёй, чтобы рассказать друзьям. Что вы думаете по поводу необходимости финансового образования детей? Оставляйте комментарии. Чтобы оставаться постоянным читателем моего блога и получать приглашения на мои новые и самые актуальные статьи в помощь любящим родителям, бабушкам и дедушкам, просто подпишитесь на рассылку.