Наше первое Монтессори-занятие.

27 Март 2012, Автор: admin

методика МонтессориПродолжаем говорить о методике Монтессори для раннего развития детей. Начало смотрите здесь и здесь.

Ну вот и началось Монтессори-занятие. В нашей группе Монтессори занимались ещё 5 детей с мамами. Самой маленькой девочке не было и годика! Моя дочка была там чуть ли не самая старшая – ей было уже  полтора года.

Вообще, Монтессори-педагоги считают, что чем раньше мы начинаем приучать ребёнка к определённым правилам, но в то же время даём ему возможность быть самостоятельным, тем ему легче будет развиваться. И маме в итоге легче – ребёнок с пелёнок знает, что игрушки нужно за собой убирать, а если что-то рассыпалось или разлилось – не беда – можно всё быстро за собой убрать и продолжать заниматься своими важными делами.

Мы с дочкой зашли в интеллектуальную зону, и я дала ей возможность осмотреться в этом многообразии материала. Она всё внимательно осмотрела и сразу же подошла к упражнению на переливание воды.

- Ты хочешь переливать воду? Сначала нужно надеть фартук.

Мы надели фартук, и я постаралась сделать дочке презентацию выбранного ею упражнения, как нас учили на тренинге. Нужно было показать, какой результат нужно получить и как этого добиться. Дочку невероятно увлекло упражнение, и она много раз повторяла предложенный алгоритм и радовалась результату – один кувшинчик стал полный, а другой пустой.

методика Монтессори

Вообще, упражнения на переливание, тем более такое простое, чаще всего выбирают самые маленькие или новички. Освоив его, ребёнок обычно стремиться перейти к чему-то более сложному. Пока ребёнок увлечён упражнением, взрослый терпеливо ждёт, не торопит ребёнка. Нельзя говорить что-то типа: «Ну сколько можно переливать эту водичку, смотри лучше, какая красивая матрёшка!» Ребёнок должен в своём темпе пройти эволюцию от простого к сложному, доведя до автоматизма один алгоритм, он переходит к освоению нового, используя там полученные ранее  навыки. Это основная мысль методики Монтессори. И интересно то, что наблюдая за дочкой и за другими детьми, я увидела, что на самом деле так и происходит – ребёнок сам, иногда методом проб и ошибок, но составляет себе именно такую программу. Дело в том, что если ребёнок берёт сложное упражнение, но у него ничего не получается, он теряет к нему интерес, переходит к другому (естественно, предварительно поставив на место предыдущее) и останавливается только на том, которое он уже в состоянии выполнить.

А пока дочка переливала водичку, она вдруг промахнулась и немного воды оказалось на столе. Я спокойно потрогала стол пальцем, показала дочке:

-Мокро. Нужно вытереть тряпкой.

Я показала дочке, где находятся сухие тряпки, показала, как нужно промокать водичку. Она попробовала сделать это сама. Когда стол стал сухим, я потрогала его снова и сказала:

- Сухо. Всё вытерли. Нужно просушить тряпку.

Мы повесили мокрую тряпку на специальную сушилку и вернулись к упражнению.

Все вещи на своих местах – это одно из главных правил методики Монтессори. Ребёнок запоминает, где ему что можно взять и куда это нужно положить, чтобы все могли этим пользоваться и чтобы всегда можно было найти нужную вещь. Это делает ребёнка более ответственным, самостоятельным, спокойным и уверенным. Если и дома придерживаться этого правила «Всё на своих местах»,  жизнь сразу станет намного легче.

Хотя дочка дома любила всё разбрасывать, здесь, на занятиях,  она как ни странно, легко поняла предложенные ей правила и очень скоро запомнила, где что находится.  После этого она уже сама, без моей помощи в случае необходимости шла и брала нужную ей вещь – тряпку, щётку для подметания стола или пола – убирала за собой и возвращала всё на свои места. Но что самое приятное, в результате регулярных занятий в группах Монтессори дочка стала и дома стремиться находить каждой вещи, игрушке своё место. Она быстрее и лучше старшей сестрёнки стала убирать за собой игрушки. Я купила ей маленькую щётку для подметания, и она с удовольствием подметала за собой мусор!

А в тот первый день кроме упражнения с переливанием водички дочка выбирала ещё несколько похожих упражнений, но все, связанные с водой! И с каждым она сидела долго и увлечённо. Как известно, вода успокаивает, может быть, дочка выбирала именно водные упражнения, чтобы чувствовать себя спокойнее в новой обстановке?

Но вот мы услышали звон колокольчика и голос педагога:

- Колокольчик зазвенит и в кружок всех пригласит. Заканчивайте работу, убирайте материал на место и собирайтесь в кружок.

Все дети с родителями собрались в кружок в двигательной зоне. Круг – это время социализации.

методика монтессори

Сначала мы все поздоровались с каждым ребёнком по имени, поздоровались с мамами.

Потом педагог по порядку выложила перед нами ударные музыкальные инструменты, чётко произнося их названия.

методика Монтессори

Если честно, я раньше и сама не знала, что их столько существует и некоторые названия слышала впервые :) . Дети и родители выбрали себе по музыкальному инструменту, педагог включила весёлую песенку и мы начали греметь, стараясь попадать в ритм и подпевая слова. По ходу музыки ребёнок мог поменять инструмент сколько угодно раз. Когда музыка закончилась, дети дружно помогали убирать инструменты обратно в сундук. Педагог благодарила каждого ребёнка за помощь.

Дети в результате этого не только узнавали названия различных музыкальных инструментов, но и пробовали на них играть, развивая координацию движений и ритм.

Потом мы водили хоровод, повторяя под песенку движения, которые показывала педагог.

Затем мы бегали по кругу и изображали различных птиц. Дети таким образом, во-первых, снова же учатся координировать свои движения, а кроме того, узнают отличительные особенности различных животных, птиц. Например: страус быстро-быстро бежит, раз -  голову в песок спрятал, выпрямился и снова бежит, бежит.

После этого мы ещё рассказывали потешки. При этом нам выдавались в руки то деревянные палочки, то массажные шарики, то намотки, то мы надевали на пальчики пружинки.

Так в весёлой форме ребёнок не только запоминал потешки, но и получал массаж пальчиков и ладошки. А это, как известно, способствует развитию речи.

В конце Монтессори-занятия педагог выслушала обратную связь, впечатления о занятии от каждой мамы, проанализировала, как занимался каждый ребёнок,  дала свои рекомендации.

Мы все попрощались с каждым ребёнком, с мамами. Симпатичная игрушка-перчатка тоже попрощалась за ручку с каждым ребёнком и похвалила за занятие.

Продолжение читайте в следующей статье. До скорой встречи!

Оставайтесь постоянным читателем моего блога - подпишитесь на рассылку, и я смогу отправлять вам приглашения на мои самые интересные статьи о воспитании, развитии, здоровье ребёнка, а также мастер-классы по вязанию и творчеству с детьми и для  детей. Для этого просто заполните форму подписки:

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:

Ваш отзыв